Методисты онлайн-курсов: кому подходит профессия будущего?

Спрос на онлайн-обучение растет с каждым годом. Катализатором роста для сферы онлайн-образования стала пандемия, когда многие пользователи получили опыт онлайн-обучения и оценили его преимущества: возможность работать с преподавателями из любой точки мира, не тратить время на дорогу и получить качественную услугу по небольшой, по сравнению с офлайн-обучением, цене.

⏱ Время прочтения — 8 минут

Но растущий спрос сопровождается избирательностью пользователей в выборе обучения. Еще несколько лет назад, когда сфера только начинала развиваться, на рынке вполне успешно продавались курсы, сделанные буквально на коленке, представлявшие собой серию видеоуроков, записанных практически без подготовки. Сейчас ситуация изменилась. Клиенты тщательно изучают образовательные продукты и выбирают лучшее на основе отзывов, рекомендаций и результатов выпускников.

Почему требования к образовательным проектам повысились? Клиенты приходят на обучение, чтобы достичь определенной цели, например освоить новую профессию и устроиться на работу, научиться новому навыку и получить повышение на работе, научиться грамотно распоряжаться временем и ресурсами, расширить круг общения и завести полезные знакомства. И если созданный курс не приводит к цели, то либо его не купят на стадии продажи, либо попросят возврат, либо создадут такую репутацию, что компании будет проще закрыться, чем долго исправлять свои ошибки.

Обучение, которое приводит клиента к цели, создать не так просто. Нужны продуманная программа, знающие эксперты, практические задания, система сопровождения, комьюнити внутри онлайн-курса. Созданием и развитием всей этой образовательной системы занимаются методисты онлайн-курсов.

В статье директор по продукту инкубатора специалистов в образовании EdMarket, методист Марина Литвинова рассказывает, чем занимаются методисты, кому подходит эта профессия и как переквалифицироваться в нее из любой другой.

Методисты онлайн-курсов: кому подходит профессия будущего?
Марина Литвинова, директор по продукту инкубатора специалистов в образовании EdMarket, методист

Методист онлайн-курсов: чем он занимается и кому подойдет эта профессия

Методист онлайн-курсов занимается проектированием онлайн-курса как процесса и образовательной среды. Онлайн-обучение сильно отличается от офлайн-формата. Например, для того чтобы создать онлайн-курс, мало записать серию лекций с экспертом. Нужно продумать, какого результата мы достигаем с помощью обучения, какие знания потребуются студенту, как организовать практику в онлайн-формате, чтобы студент получил нужные навыки, как выстроить сопровождение слушателя, чтобы он не потерял мотивацию учиться и закончил онлайн-курс. Эти задачи берет на себя методист онлайн-курсов.

В некоторых компаниях методиста могут также называть педагогическим дизайнером, архитектором образовательного опыта, разработчиком онлайн-курсов. Несмотря на очень разные наименования, под ними часто понимают схожий набор задач.

Если продюсер изучает рынок и разрабатывает идеи продуктов, то методист отвечает за наполнение образовательного курса: из каких частей он будет состоять, в каком формате будут проходить уроки (в виде вебинаров, мастер-классов, скринкастов, аудиолекций, упражнений в парах). Чаще всего продюсер выступает заказчиком для методиста в части задачи — разработать и создать курс для школы.

Методист работает в паре с экспертом, помогая ему выстроить учебную логику, продумать программу, разработать теорию и практику и т. д. В отличие от эксперта, который обладает знаниями предмета, но может не знать, как выстроить процесс обучения и как учесть нюансы онлайн-формата, методист владеет навыком выстраивания логики и последовательности обучения, а также работы с мотивацией студентов и достижением образовательных целей.

На рынке методист может работать:

  • как постоянный сотрудник онлайн-школы с фиксированным окладом;
  • как проектный сотрудник, который может работать за фиксированную или почасовую оплату.

Методист может быть занят как в одном проекте, так и совмещать работу в нескольких онлайн-школах. А еще он может работать фрилансером, принимая отдельные разовые задачи.

Чем занимается методист: его компетенции, знания и навыки

Конечный набор обязанностей может серьезно отличаться в разных образовательных проектах, но чаще всего методисту поручают следующие задачи.

1. Создание концепции онлайн-курса. Методист получает от продюсера, эксперта или руководителя онлайн-школы заказ на разработку образовательного продукта и продумывает, каких образовательных целей будет достигать онлайн-обучение и каким образом.

2. Создание программы онлайн-курса. Вместе с экспертом или самостоятельно методист решает, какие темы необходимо включить в программу.

3. Подбор форматов под цели обучения. Исходя из целей обучения, методист определяет, в какие онлайн-форматы будет упакован образовательный контент. Будет ли это текстовый онлайн-курс, серия вебинаров, марафон, подкасты, микс из разных форматов? Конечный выбор зависит от целесообразности: того, насколько учащимся привычны те или иные форматы и насколько выбранные форматы удобны для достижения цели.

4. Подготовка учебных материалов. Методист вместе с экспертом или самостоятельно разрабатывает учебные презентации, дополнительные материалы, тесты, практические задания и упражнения.

5. Проектирование образовательной среды. Методист продумывает, как организовать онлайн-обучение: каким образом на онлайн-курсе будут помогать студенту пройти обучение до конца (будут ли на курсе кураторы, тьюторы, которые проверяют домашние задания, кто будет отвечать на вопросы студентов, будет ли навигатор для студентов), как организовано взаимодействие студентов с организаторами, экспертами, сокурсниками внутри обучения.

6. Сбор обратной связи, анализ метрик обучения и доработка онлайн-курса. Методист собирает обратную связь студентов, следит за показателями процесса обучения и анализирует эти данные, а затем вносит изменения в учебный продукт, чтобы сделать его удобнее и полезнее для пользователей.

Кому подходит профессия методиста

Если, как и в случае с продюсером, формулировать, в чем суть работы методиста, мы получим такой список:

  • человек с системным мышлением. Методисту важно уметь работать с большими объемами информации, структурировать контент, переводить с языка эксперта на общепонятный язык, отделять важную информацию от той, которой можно пренебречь.
  • человек, которому нравится учиться самому.Методист, как правило, становится приверженцем концепции life long learning, то есть обучения длиною в жизнь. Ему интересно не только разрабатывать онлайн-обучение, но и самому узнавать новое. Поэтому для старта в профессии методиста будет плюсом опыт обучения в онлайн-школах.

Образование

Плюсом для методиста станет педагогическое образование. Но можно стартовать в профессии и без него, например пройдя обучение в одной из онлайн-школ (такое обучение занимает от 3 до 6 месяцев в зависимости от учебной программы и интенсивности занятий).

Hard skills

Профессиональные качества методиста, которые пригодятся ему в профессии, — это знания андрагогики и педагогики, умение структурировать информацию, знание образовательных моделей в онлайн-образовании, умение работать с разными учебными форматами (вебинары, текстовые курсы, мастер-классы и т. д.), умение создавать презентации, тесты, проектировать практические задания.

Soft skills

Личные качества методиста — это умение работать в команде, навык самостоятельной системной работы, усидчивость, навык деловой переписки, умение аргументированно говорить о выбранных учебных решения, эмпатия, которая помогает эффективно взаимодействовать со студентами, продюсерами, экспертами и другими специалистами.

Профессия методиста онлайн-курсов подходит людям с:

  • сильным навыком быстрой и структурной работы с информацией;
  • умением работать в команде;
  • опытом преподавания в офлайне или онлайне;
  • высоким уровнем эмпатии, чтобы быть способным представить себя в роли студента или эксперта, понять их затруднения и вопросы, найти решение, которое устраивает все стороны.

Кроме того, методист — это творческая профессия, в которой специалист ищет и реализует идеи для эффективного онлайн-обучения.

Как переквалифицироваться в методиста

Вот несколько советов, которые будут полезны тем, кто хочет освоить новую профессию.

Обратите внимание, что в некоторых компаниях методиста онлайн-курсов называют также педагогическим дизайнером и разработчиком онлайн-курсов. Поищите вакансии и по этим поисковым запросам тоже.

При самостоятельном обучении вы сами ищете информацию о новой специальности, читаете статьи, смотрите обучающие видео в открытом доступе. Преимущество такого подхода в том, что вы самостоятельно определяете, какие знания хотите получить, и экономите на обучении. Минусом при этом является то, что вы сами собираете информацию, проверяете ее на достоверность, учитесь самостоятельно, вне мотивирующего окружения, которое можно найти во время обучения в онлайн-школе.

Обучаясь в онлайн-школе, вы получаете более системный опыт, доступ к экспертам, полезные знакомства и диплом, который можете приложить к резюме. Минус — в такое обучение придется вложиться деньгами.

Не забудьте о портфолио. У начинающего специалиста в нем может быть 1−3 проекта. Включайте в портфолио все задачи, с которыми вы сталкиваетесь. Можно в качестве примера работ включать даже тестовые задания, которые вы выполняете.

Не бойтесь откликаться на вакансии, даже если вам кажется, что вашего опыта не хватает. Лучше в сопроводительном письме покажите, как много сможете дать компании.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи

К другим статьям
;